Отзывы туристов

Из дневников Валерия Гамбарина

Мои путешествия в Крым или Воспоминания о прекрасном.

Глава 10. Подъем на Ай-Петри.
она же
Среда, 07 сентября 2005 года

С утра идеально гладкое и чистое море, которое контрастировало с тучами, наползавшими с северной стороны.В море много рыбы, скорее всего - кефали. Вся поверхность моря заполнена лодками, шаландами, шлюпками, баркасами. Все с упоением ловят рыбу.

Сразу же после обеда поехали на Ай-Петри. Мы опасались, что ненастье испортит поездку. Но все обошлось.

Автобус подобрал нас прямо у главной проходной. Естественно, что всего того, о чем рассказывал экскурсовод, мне не передать. Слишком много было информации, перемешанной с юмором. На все это наложились и личные впечатления. Но мы еще раз убедились в том, что экскурсия, стиснутая рамками времени, не может дать возможность увидеть, ощутить и осознать все, что открывается взору. Попробую вкратце пересказать то, что узнал за эти 4 часа.

Гора Ай-Петри имеет высоту 1346 м над уровнем моря (скала Рока). Главным ее украшением можно считать высокие отвесные скалы (1233 м над уровнем моря), в верхней своей части образующие "зубцы".

На вершину экскурсантов доставляет канатная дорога – чудо инженерной техники. Маятниковая канатная дорога, когда одновременно на каждом из этапов работают в противофазе два вагончика (всего вагончиков получается четыре). Подъем рассчитан на два этапа. На первом этапе с длиной несущего троса по горизонтали около 1310 метров 35-ти местный вагончик с пассажирами от “Нижней станции”, расположенной на высоте 86 м над уровнем моря, “плывет” по опорам в сосновом лесу Ялтинского горно-лесного заповедника, преодолевая за 6 минут разность высот в 305 м со скоростью 5,5 м/с до станции пересадки "Сосновый бор" на высоте 391 м над уровнем моря. На втором – несущий трос длиной 1670 метров протянут от подножия горы почти до ее вершины, на высоту 1153 метра над уровнем моря (разность высот между станциями 762 м, без единой опоры: это самый длинный без опорный пролет канатной дороги в Европе. Вагончики преодолевают его за 8 минут со скоростью 7,5 м/с. На вершине Ай-Петри, высота 1234 метра над уровнем моря, словно зубы гигантского дракона, вздымаются над яйлой скалы. Их здесь много больших и малых. Четыре из них достигают 20 метров высоты, малых пиков значительно больше. Со стороны Южного берега они напоминают крепостную башню, охраняющую подступы к горному плато. Каменная корона Ай-Петри венчает почти отвесный в несколько сотен метров обрыв яйлинской стены. А на плато, словно уцепившись за эти живописные скалы, раскинулся самый большой на крымской яйле участок буково-грабового леса. Мощные, до 10-15 метров высоты и до полуметра в диаметре ствола, деревья создают картину, редкую для почти безлесных горных плато Крыма. С высоты более километра над уровнем моря открывается изумительная картина Южного берег Крыма от Аю-Дага до Симеиза, впечатление усиливает обрыв высотой несколько сотен метров на бровке которого и расположена видовая площадка.

Ай-Петри – это огромный горный массив площадью более 300 кв. км, один из “столовых массивов” (или яйлов), вытянутых вдоль Южного берега Крыма и составляющих Главную горную гряду. Ай-Петринский массив простирается с востока на запад на 25 км. Расстояние между его южной бровкой и северными подножиями более 13 км. Высшая точка всего массива - гора Рока с абсолютной отметкой 1346 м, немного меньше гора Перепелиная (Бедене-Кыр) - 1320 м. Сама же гора Ай-Петри гораздо ниже - ее высота над уровнем моря всего 1234 м. Один из первых исследователей археологии Крыма П.И. Кеппен считал, что в названии Ай-Петри соединены древнегреческие слова агиос - святой и имя - Петри. И связано это название, по его мнению, со старинным греческим монастырем, руины которого находятся в этой местности.

Высота вершины 1234 метра. Это 16-я по высоте гора в Крыму. Величественная и прекрасная яйла. На вершине горы раскинулся настоящий восточный базар. В лабиринте всевозможных сувенирных лавочек, кафешек и т.п. можно заблудиться. Навязчивые продавцы пытаются всучить свой товар или зазывают на всевозможные развлечения – прокатиться на лошадях, сфотографироваться с медведем, покурить кальян и т.д. Весь базар обнесен оградой, за которой начинается заповедник. Сумасшедший восточный базар с пряными дымами, ароматами вин, сувенирами, животными, птицами, вонью экскрементов…

Не боясь повториться, привожу ниже отрывок из путеводителя по Крыму, взятому из недр интернета. Поверьте, Ай-Петри стоит того, чтобы прочесть о нем дважды.

Над виноградными плантациями и заповедным лесом между Кореизом и Алупкой потянулась самая большая в Европе канатная дорога Мисхор - Ай-Петри - свыше 3,5 км. Эта канатная дорога является маятниковой, т.е. одновременно, на каждом из двух этапов подъема, работают в противофазе два вагончика. На первом этапе, длиной около 1310 метров 35-ти местный вагончик с пассажирами от Нижней станции, расположенной на высоте 86 м. над уровнем моря, “плывет” в сосновом лесу Ялтинского горно-лесного заповедника, преодолевая за 6 минут разность высот в 305 м., до станции пересадки “Сосновый бор” (Средняя станция), расположенной на высоте 391 м. над уровнем моря. На втором этапе несущий трос, длиной 1670 метров, протянут от подножия горы почти до её вершины, на высоту 1153 метра над уровнем моря (разность высот между станциями 762 м.) На этом “перегоне” отсутствуют промежуточные опоры - это самый длинный безопорный пролет канатной дороги в Европе. Он преодолевается всего за 8 минут. Угол подъема составляет 45 градусов, и вагончик движется на расстоянии около 120 метров над землей. От открывшейся панорамы захватывает дух, но самый большой выброс адреналина происходит при подъезде к “Верхней станции”, когда до платформы остаются считанные метры. Вагончик вдруг замирает, а потом начинает двигаться рывками… Скоростные подъемники канатной дороги со станцией пересадки, леденящий холодок внутри живота (вечное мое ощущение от высоты), вкусы и запахи восточной кухни, ржание лошадей, завхатывающий дух серпантин обратной дороги, мачтовые сосны, бук, водопад Учан-Су. К моменту нашего приезда, по причине сухого и жаркого лета, обильный и прекрасный водопад превратился в то, что экскурсоводы называли “каплепадом”. Однако, в доказательство того, каким именно видится Учан-Су на самом деле, нам показывали фотографии этого природного феномена, снятыми в разные периоды года.

Одной из остановок на обратном пути в Ливадию была видовая площадка над Ласточкиным гнездом на мысе Ай-Тодор. Только оттуда, к сожалению, можно полюбоваться романтичным замком, прилепившимся на краю отвесной скалы. Для посещения ресторана, который нынче “квартирует” в Ласточкином гнезде, нужно заказывать другую экскурсию. Но, поверьте, восторга от того, что своими глазами увидел легендарный шедевр зодчества, не убавляется.

Все это мелькало, перемешивалось, наслаивалось, втискивалось в нас и оседало в каждой клеточке организма.

Эмоциональный эффект был столь велик, что после ужина, практически сразу, мы уснули.